Среди самых интересных прошлогодних событий, произошедших в торговой отрасли, эксперты называют появление магазинов «АТБ» во Львовской области. Специалисты, которые исследуют данный сегмент, считают, что это положительно повлияет не только на развитие национальной сети, но и на экономический рост Львовщины в целом. Во-первых, увеличится конкуренция на рынке продажи продуктов по доступным ценам. Во-вторых, возрастут стандарты обслуживания покупателей. Для того, чтобы понять, почему с появлением «АТБ» другие сети будут вынуждены обеспечить клиентам более качественный сервис, следует разобраться с принципами деятельности этой корпорации.
В свое время отказ от советских методов работы с покупателями стала базой деятельности для основателей компании, более двадцати лет назад приобрели в Днепре несколько старых гастрономов. Поскольку после 70-летней изоляции Украины от мира мало кто себе представлял, какими должны быть стандарты качественной торговли, они поехали за опытом в Европу. Посмотрев, как работают различные европейские сети, владельцы проанализировали и систематизировали полученные знания для адаптации к отечественным реалиям. Так в Днепре родился совершенно новый формат - украинский дискаунтер. Можно сказать, что еще в 90-х годах прошлого века они сделали европейский выбор для себя и миллионов клиентов сети «АТБ».
Этот выбор касался не только формата, но и основ управления бизнесом полностью стандартизированным для торговых точек по всей стране. Сегодня в каждом маркете компании работают охранники, кассиры, работники зала, консультанты. Но это только «видимая часть айсберга». Простое доказательство сеть насчитывает более 800 магазинов и дает работу 35 тыс. человек. Это означает, что каждый супермаркет обслуживает более 40 сотрудников. Это водители, грузчики, руководители подразделений, бухгалтеры, контролеры качества товаров, работники распределительных центров и лабораторий, лекторы в образовательном центре компании и тому подобное.
К примеру, сеть «АТБ» одной из первых в Украине перешла на собственную логистику. Сейчас уже очевидно, что только так можно качественно и оперативно обслуживать большое количество магазинов, но в то время подобный подход считался смелым инновацией. По всей стране были созданы распределительные центры (РЦ), из которых товары поступают в разные супермаркеты. Традиционно, каждая торговая точка находится на расстоянии не более 200-250 км от ближайшего РЦ, что дает возможность поставлять на полки магазинов максимально свежие продукты. Привозят их собственным транспортом, который легко узнать благодаря яркому логотипа «АТБ». Транспортный департамент ежедневно планирует движение сотен автомобилей доставки по всей Украине.
На этом забота о свежести и качество товаров не заканчивается. Сеть имеет собственный отдел контроля качества продукции. Он проверяет как новые товары, так и ассортиментные позиции, которые стали привычными для покупателей «АТБ». Сотрудники отдела регулярно посещают супермаркеты, отбирают продукты для проверки, внимательно изучают замечания покупателей (если по всей сети в одном и того же товара есть хотя бы два нарекания, этот товар сразу же идет на внеочередную проверку). В независимых лабораториях и центрах экспертиз в различных регионах ежемесячно проверяется более 350 образцов продукции. Их тестируют за 2 тысячами показателей. Это дает возможность «АТБ» быть одним из самых торговых сетей страны.
Не стоит забывать и о качественной многоуровневой системе менеджмента: над магазинами районный управляющий, а над районными центрами - региональный управляющий. Попасть на эту должность, заняв вакансию или перейдя по другой торговой сети, невозможно. Все руководители являются «воспитанниками» компании «АТБ». Для карьерного и профессионального роста работников создан собственный образовательный центр. В нем учатся все новые сотрудники, а те, кто уже работает, может повысить квалификацию. Любой работник, желающий перейти на более высокую должность, должен пройти курсы и сдать несколько экзаменов. Благодаря такому подходу компания «вырастила» для себя сотни профессионалов. Эксперты утверждают, что из-за этого «АТБ» можно назвать кузницей кадров для всей отечественной отрасли торговли.
Такой продуманный и хорошо организованный процесс дал хорошие результаты. Задумайтесь: ежедневно по всей стране в «АТБ» покупают товары более чем 2500000 украинцев! Вскоре к ним присоединятся галичане, ведь компания планирует существенно расширить свою деятельность в западных областях Украины. Ожидается, что в ближайшие три месяца здесь будут открыты не менее 20 магазинов сети «АТБ». Это означает, что многие наши земляки смогут оценить удобство покупок недалеко от своего дома и при этом получить высокий сервис.
|